РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ


РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ
РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ.
Общение с помощью речи, направленное на достижение цели коммуникации; форма взаимодействия двух или более людей посредством языка, включающая обмен информацией познавательного или аффективно-оценочного (см. аффект) характера. В Р. о. выделяется пять компонентов: ситуация общения, отправитель речи, получатель речи, условия протекания речевого действия и речевое сообщение. Признаками Р. о. являются:
1) наличие партнеров по общению;
2) наличие мотива как побуждения к общению (в учебном процессе основной мотив – это мотив учения, стремление как можно лучше овладеть предметом);
3) наличие ситуации общения. Можно говорить о трех типах Р. о. в зависимости от условий, в которых общение протекает:
1) учебное общение (реализуется на уроке, когда участники имеют фиксированные роли: преподаватель – учащийся;
2) имитативно-подражательное общение (воспроизведение готовых речевых образцов, принадлежащих другим лицам); аутентичное общение – общение на свободную тему. К умениям Р. о. относят:
1) собственно речевые умения (начать беседу, поддержать общение, переспросить собеседника, соблюдать нормы языка;
2) умения, относящиеся к речевому этикету;
3) умения, относящиеся к невербальному поведению (мимике, жестам, телодвижениям). Обучение Р. о. протекает в рамках различных сфер общения. Функции Р. о. представлены на занятиях следующих набором:
1) информативная (обеспечивает возможность получения информации),
2) регулятивная, или побудительная (обеспечивает побуждение к действию);
3) эмоционально-оценочная (позволяет выразить чувства, мнения, доказать что-л., убедить в чем-л. и др.). Р. о. в современной лингвистике и лингводидактике исследуется в рамках таких направлений, как культура речи, функциональная лингвистика, прагматика, теория речевой деятельности, психолингвистика. Начало изучения проблем Р. о. было положено в работах В. Гумбольдта. В отечественном языкознании Р. о. стало предметом исследования в работах Л. П. Якубинского, М. М. Бахтина, Л. В. Щербы, Л. С. Выготского. Для лингводидактики большое значение имели исследования Р. о. с позиций теории деятельности, предпринятые А. Н. Леонтьевым и получившие методическое обоснование в публикациях А. А. Леонтьева и И. А. Зимней. Необходимым условием Р. о. является заинтересованность в общении и способность к диалоговому взаимодействию, обусловленная личностными характеристиками коммуникантов. Эффективность общения при этом зависит от нацеленности говорящего на слушателя, от способности слушателя принять доводы и аргументы говорящего, его способности прогнозировать смысловое развитие речи, терпимо относиться к речевым недочетам говорящего и критически оценивать личную коммуникативную и социокультурную компетенцию. В процессе Р. о. творческий характер имеет не только деятельность говорящего, но и деятельность слушающего, который конструирует диалог, прогнозируя результат коммуникативного взаимодействия (Винокур, 1993; Зимняя, 1985; Леонтьев, 1997; Пассов, 1989).

Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. . 2009.

Смотреть что такое "РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ" в других словарях:

  • речевое общение — общение при помощи естественного языка …   Толковый переводоведческий словарь

  • Речевое общение — это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной, жизненной целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности. Оно органически… …   Педагогическое речеведение

  • РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ — мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной, жизненной целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности [92] …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • Речевое общение — Имена существительные    разг. БОЛТУ/Н, разг. говору/н.     Тот, кто любит много разговаривать.     ВОЗРАЖЕ/НИЕ, проте/ст.     Опровергающий довод, мотивированное несогласие.     ДОГОВО/Р, договорённость, сго/вор, согла/сие и согла/сье,… …   Словарь синонимов русского языка

  • Речевое общение — Речевое общение  см. Речь …   Лингвистический энциклопедический словарь

  • ОБЩЕНИЕ РЕЧЕВОЕ — ОБЩЕНИЕ РЕЧЕВОЕ. См. речевое общение …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Речевое событие — основная единица речевого общения (речевой коммуникации). Еще Аристотель замечал, что «речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается» (Риторика. Книга 1). Развитие этих …   Педагогическое речеведение

  • Общение фатическое — (англ. phatic фатический, означает положительно оцениваемый на эмоционалном уровне безотносительно содержания) это О. с целью поддержать контакт. О.ф. объединяет разл. интимно дружеские и интимно семейные разговоры, а также застольные и салонные… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Общение в многомерной концепции личности В. Ф. Моргуна — О. рассматривается как межличностное взаимодействие (субъект субъектные отношения, или взаимоотношения), к рые могут выступать либо как процесс О., либо как деятельность О. Это различение определяется местом О. в структуре жизнедеятельности… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Общение: интегративная методология изучения — В интегративную методологию включают совокупность приемов и операций, а также способ познания объектов, представляющих собой целостные (интегративные) системы. К интегративным, т. е. органично целым, относятся объекты, к рые приобретают нек рые… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

Книги

Другие книги по запросу «РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ» >>